Перейти к содержанию
EagleMan [Recce]

Когда Родезия напала на СССР

Рекомендуемые сообщения

 Вроде как единственное документально подтвержденное боевое столкновение СССР и Родезии

-----------------------

О войне в Анголе в последние годы стало известно больше – с документов снят гриф секретности, появились воспоминания ветеранов, причем не только советских, но и противника. Преданы гласности операции, о которых раньше знали единицы. Но выполнение интернационального долга в Мозамбике остается белым пятном.

А ведь участие наших военных в этом конфликте было не менее напряженным, чем в ангольском. Советским специалистам приходилось не только обучать африканских коллег, но и помогать им отражать атаки соседних государств, в частности Родезии и ЮАР.

 

Командировка за экватор

Сколько советских специалистов погибли в Мозамбике при исполнении своих обязанностей, сказать трудно. По официальным данным, с 1975 по 1991 год 21 человек. Иногда называются цифры от 30 до 40. Обстоятельства гибели по крайней мере пяти военнослужащих стали известны только в 2000-х.

До 1974-го Мозамбик был колонией Португалии. В апреле того года в Лиссабоне произошел военный переворот левого толка, страна выбрала социалистический путь развития. И как следствие отказалась от колоний. В одной из них – Анголе почти сразу вспыхнула гражданская война, поскольку за власть там боролись несколько партий. Постепенно в нее втянулся и СССР, сделавший ставку на МПЛА, которая в итоге и пришла к власти. А в Мозамбике колониальной администрации противостояло единственное национально-освободительное движение ФРЕЛИМО – «Фронт освобождения Мозамбика». Партизанская война, которую он вел против португальской армии, до середины 70-х годов тянулась с переменным успехом. Ни одна из сторон не обладала достаточным преимуществом, чтобы победить. Португальская армия воевать не очень хотела, а руководство ФРЕЛИМО понимало, что сил свергнуть колониальный режим не хватает. И уж тем более не задумывалось, что будет в случае, если придет к власти. Но после победы «революции гвоздик» именно это и произошло.

Президентом Республики Мозамбик стал Самора Машел, немедленно объявивший о социалистическом пути развития. Естественно, это не могло пройти мимо внимания СССР – дипломатические отношения между двумя странами были установлены в день провозглашения независимости страны, 25 июня 1975 года. И почти сразу же пошла помощь из Москвы: экономическая, финансовая, политическая, военная.

Первая группа советских военных специалистов прибыла в страну уже в 1976-м. Они начали работу по созданию Генерального штаба и основных видов вооруженных сил и родов войск. Одни командированные, как Г. Канин, находились там в качестве специалистов военной разведки мозамбикского Генштаба, помогали налаживать работу радиоперехвата, агентурной и радиоразведки. Другие, как Н. Травин, занимались подготовкой кадров ПВО для комплектования частей Народной армии. Группа специалистов во главе с полковником В. Сухотиным сумела обучить местных военнослужащих обращению со всеми ствольными комплексами зенитной артиллерии и ПЗРК «Стрела-2». В конце 70-х из СССР полным ходом начали поступать боевая техника и вооружение. В 1979 году в страну прибыли 25 МиГ-17, а в 1985-м в ВВС Мозамбика была сформирована эскадрилья МиГ-21бис. Офицеры советских ВДВ подготовили парашютно-десантный батальон, а пограничники развернули четыре бригады погранвойск. Были созданы военное училище в Нампуле, учебный центр в Накале, учебный центр пограничных войск в Иньямбане, школа младших авиационных специалистов в Бейре, автошкола в Мапуту.

В шаге от Зимбабве

А в стране шла гражданская война, в которой тайно участвовали сразу несколько государств. Политика Саморы Машела, строившего социализм по-африкански, к улучшению качества жизни не привела. Национализация предприятий, массовая эмиграция квалифицированного белого населения, отсутствие местных грамотных кадров превратили экономику страны едва ли не в руины. Несколько провинций оказались на грани голода. Местные жители с удивлением обнаружили, что жить они стали гораздо хуже, чем при колонизаторах. В политическом отношении в стране образовалась жесткая однопартийная система, вся власть сосредоточилась в руках центра. К тому же новое правительство первым делом создало большой репрессивный аппарат. В стране зрело недовольство.

1456858615_11-01.jpg

В этот момент в политику активно вмешался западный сосед – Родезия (с 1980-го – Республика Зимбабве). Это было уникальное государственное образование. Страна возникла в конце XIX века как личная инициатива промышленника и политика Сесила Родса. До 1965 года она находилась под управлением британской короны –формально не являясь колонией. Однако власть принадлежала белому меньшинству. Это вызывало недовольство в Лондоне, который настойчиво требовал передать управление страной африканцам. Белые родезийцы сопротивлялись как могли – в итоге противостояние вылилось в то, что в 1965 году премьер Ян Смит в одностороннем порядке провозгласил независимость от Великобритании. Данный акт был резко осужден в ООН – Родезия стала непризнанным государством. При этом в стране имелись развитая экономика, политическая система и хорошо обученные вооруженные силы. Армия Родезии считалась одной из самых эффективных в Африке: достаточно сказать, что за все время существования – с 1965 по 1980 год – она не проиграла ни одного сражения, коих было немало. А спецназ проводил настолько эффективные операции, что они до сих пор изучаются в военных училищах ведущих стран. Одной из частей специального назначения ВС Родезии был полк САС – Специальной Авиа Службы, созданный по образцу британского родителя, 22-го полка САС. Эта часть занималась глубинной разведкой и диверсиями: подрывами мостов и железных дорог, уничтожением складов ГСМ, налетами на лагеря партизан, рейдами на территории сопредельных государств.

Именно с помощью РСАС в Мозамбике было образовано оппозиционное движение РЕНАМО – «Мозамбикское национальное сопротивление». Агентура подобрала определенное количество недовольных, из которых быстро слепили что-то, напоминавшее политическое объединение. Позже глава разведки Родезии Кен Флауэр вспоминал: «Изначально это была небольшая кучка, если не сказать банда недовольных режимом Машела». Но этой группировке предстояло стать важным политическим фактором – из РЕНАМО предполагалось сделать не вежливую парламентскую оппозицию западного типа, а партизанскую армию. Боевую часть – вооружение и подготовку – взяли на себя инструкторы из РСАС. Очень скоро РЕНАМО превратилось в противника, с которым пришлось считаться всерьез. Бойцы РЕНАМО оказались идеальными союзниками родезийских диверсантов. Именно с их помощью РСАС совершала все крупные операции на территории Мозамбика в конце 1970-х.

Списали на партизан

Страна фактически оказалась расколота надвое: ФРЕЛИМО контролировала города, а в сельской местности власть принадлежала РЕНАМО. Правительственная армия пыталась выкурить партизан из их убежищ – в ответ боевики совершали налеты и диверсии. И в центре всего этого оказались советские военные.

В июле 1979 года в аппарат главного военного советника в Мозамбике поступило страшное сообщение: погибли сразу пять советских офицеров. Сведения об обстоятельствах оставались скупыми вплоть до начала 2000-х: «26 июля 1979 года четыре советника и переводчик, работавшие в 5-й мотопехотной бригаде ФПЛМ, возвращались в Бейру из района учений. На дороге их автомобиль попал в засаду, устроенную вооруженными бандитами. Обстрелянная из гранатомета и автоматов машина загорелась. Все находившиеся в ней погибли».

Их имена:

Подполковник Заславец Николай Васильевич, 1939 года рождения, советник командира мотопехотной бригады МНА.

Подполковник Зубенко Леонид Федорович, 1933 года рождения, советник политкомиссара мотопехотной бригады МНА.

Майор Марков Павел Владимирович, 1938 года рождения, советник заместителя командира мотопехотной бригады МНА по технической части.

Майор Таразанов Николай Александрович, 1939 года рождения, советник начальника ПВО мотопехотной бригады МНА.

Младший лейтенант Чижов Дмитрий Владимирович, 1958 года рождения, переводчик.

По свидетельству майора Советской армии Адольфа Пугачева, который прибыл в Мозамбик в 1978 году для организации военно-мобилизационной структуры, машину, в которой ехали офицеры, вероятно, остановили мнимые регулировщики и в это время поразили ее из гранатомета, ибо тела убитых были посечены осколками. Пугачев – один из тех, кто прибыл на место трагедии почти сразу. За несколько дней до этого бригада МНА, где служил Пугачев, была брошена на уничтожение одной из группировок РЕНАМО. Часть боевиков удалось ликвидировать, но сколько-то укрылись в лесах. После приказа возвращаться в расположение майор Пугачев решил не дожидаться других советников, которые должны были следовать с колонной, а выехал на своей машине на полчаса раньше, что его и спасло.

Все погибшие были награждены орденом Красной Звезды (посмертно), их тела доставили в СССР и похоронили с воинскими почестями.

Друзья черных друзей

Только в середине 2000-х годов из рассекреченных документов стало ясно, что офицеры погибли вовсе не от рук РЕНАМО. Тот короткий бой стал единственным за всю историю открытым боестолкновением военнослужащих Советской армии и вооруженных сил Родезии – машина с советскими офицерами была уничтожена диверсантами РСАС.

Как все произошло? В Родезии в то же самое время шла своя война. После провозглашения премьером Смитом односторонней независимости страна оказалась в международной изоляции. Однако этот факт Родезия могла бы пережить и в перспективе добиться официального признания. Но в стране с начала 70-х годов разгорелась гражданская война. Белое население страны составляло 300 тысяч человек, а чернокожих было около пяти миллионов. Власть принадлежала белым. Но набирали силу два национально-освободительных движения. Одним руководил Джошуа Нкомо, в прошлом профсоюзный деятель, вторым – бывший школьный учитель Роберт Мугабе (который в итоге и стал президентом страны после окончания гражданской войны и всеобщих выборов 1980 года). Движения взяли под крыло две державы: Китай и СССР. Москва сделала ставку на Нкомо и его отряды ЗИПРА, а Пекин – на Мугабе и армию ЗАНЛА. Общим у этих движений было только одно – свергнуть власть белого меньшинства. В остальном они различались. И даже действовать предпочитали из разных сопредельных стран. Партизаны Нкомо располагались в Замбии, где их обучали советские военспецы. А отряды Мугабе базировались в Мозамбике, откуда под руководством китайских инструкторов совершали набеги в Родезию. Естественно, что и спецназ Родезии регулярно осуществлял рейды на территории этих двух стран фактически. Соблюдением международного права родезийцы нимало не заботились, на протесты просто не обращали внимания. Как правило, спецназовцы засекали лагеря подготовки партизан, после чего по ним производился авиаудар и следом десант. Иногда в Замбию и Мозамбик забрасывались диверсионные группы. Так было и летом 1979 года.

Родезийская разведка получила сведения о крупном лагере ЗАНЛА в Мозамбике, где-то в районе Чимойо. Согласно поступавшей информации там была база, включавшая несколько лагерей общей численностью до двух тысяч бойцов. Имелись сведения, что на ней часто бывает высшее партизанское руководство. Уничтожение лагеря разом снимало для Родезии массу проблем. Правда, где именно находилась эта база, установить не представлялось возможным. Аналитики знали, что лагерь расположен у реки к востоку от дороги Чимойо-Тете. В итоге было принято решение послать на разведку группу спецназовцев САС. Также диверсанты должны были устроить в предполагаемом районе лагеря засаду с целью захватить или уничтожить кого-нибудь из комсостава боевиков.

Засада беглецов

Командовал отрядом лейтенант САС Эндрю Сандерс, а его заместителем был сержант Дэйв Берри. Кроме них, в группу входили еще девять диверсантов и четыре партизана РЕНАМО. Одновременно неподалеку от границы с Мозамбиком другой группой спецназа была развернута релейная станция – для связи.

1456858626_10-05.jpg24 июля вертолеты перебросили разведчиков в Мозамбик. Следующий день прошел в разведке местности и выборе места для засады. Выяснилось, что лагерь партизан ЗАНЛА находится примерно в пяти километрах. Утром 26 июля группа САС была обнаружена. Диверсантам пришлось отступать. Командование ЗАНЛА не рискнуло организовать плотное преследование, так как не знало, кто именно и какой численности им противостоит. Благодаря этому группа могла отходить без особой спешки. В ходе отступления разведчики вышли к дороге, которая, очевидно, вела в тот самый лагерь. Когда неподалеку послышался звук машин, командир принял решение организовать засаду и уничтожить колонну, тем более что у спецназа при себе имелись гранатомет РПГ-7 и мины «Клеймор». Через некоторое время на дороге появились «Лендкрузеры». И по случайности именно в ту секунду, когда машины оказались в зоне поражения, вторая машина попыталась обогнать первую…

Дальнейшее произошло почти мгновенно. Сержант Дэйв Берри вышел на дорогу, прицелился из РПГ и выстрелил в первую машину. Граната попала в радиатор, и автомобиль, шедший на скорости примерно 40 километров в час, встал как вкопанный. В нем находились восемь человек – трое спереди, пять сзади. Кроме того, в задней части автомобиля располагался 200-литровый бак с бензином, на котором сидел солдат ФРЕЛИМО из охранения. Взрывом гранаты его скинуло с бака, но несмотря на шок, солдат сумел вскочить на ноги и бежать в лес. Ему повезло – он оказался единственным выжившим. Одновременно с выстрелом Берри спецназ открыл огонь по автомобилю и через три-четыре секунды бак в задней части «Лендкрузера» взорвался. Машина превратилась в сноп пламени.

Другие диверсанты расстреляли из пулеметов водителя и пассажиров второго «Лендкрузера», машина также загорелась – зажигательная пуля попала в бензобак. Один из пассажиров за пару секунд до взрыва сумел выпрыгнуть из автомобиля и отбежать. Его сразили короткой очередью.

Позже Дэйв Берри рассказывал: «Когда граната попала в радиатор, первая машина встала. Тут же все открыли огонь. Через несколько секунд машина загорелась, пламя перекинулось на дополнительный бак с бензином. На нем сидел человек – взрывом его выкинуло из машины, все остальные погибли сразу же. Второй автомобиль попытался прорваться, но очередь из пулемета выстригла всех, кто в нем сидел. Мы не могли подойти к машинам – они горели настолько сильно, что жар был нестерпим. Позже из радиоперехвата стало известно, что в той засаде погибли трое русских и большое количество боевиков ЗАНЛА».

Звуки боя привлекли внимание в лагере. Спецназовцам было понятно, что время на отход измеряется минутами. Командир связался с релейной станцией, запросив срочную эвакуацию на вертолетах. К месту боя немедленно вылетел стоявший в готовности самолет-разведчик, чтобы координировать операцию. Тем временем диверсанты бежали к родезийской границе, высматривая по пути прогалины в лесу, пригодные для посадки вертолетов. Наконец нужное место нашлось. Территория была наскоро расчищена, спецназовцы заняли круговую оборону в высокой траве, ожидая «птичек».

Но появились партизаны ЗАНЛА, и диверсантам пришлось вступить в бой. Силы были неравны – против 15 родезийцев от 50 до 70 боевиков, вооруженных не только автоматами, но и пулеметами, минометами, гранатами. Перестрелка продолжалась около 10 минут, после чего спецназ начал отступать. В этот момент радист передал, что вертолеты для эвакуации должны подойти в течение минут. Но сесть на выбранной площадке они уже не могли. Приземлились на одном из кукурузных полей и забрали группу.

Такова родезийская версия событий. Конечно, она может грешить какими-то искажениями. Возможно, все было иначе: например засаду организовали с помощью «ложных регулировщиков» из РЕНАМО, а когда машины остановились, спецназ расстрелял и взорвал автомобили. Скорее всего диверсанты САС сразу распознали в автомобилях белых людей и намеренно их уничтожили, понимая, что в социалистическом Мозамбике они могли быть только гражданами СССР или ГДР. Это было грубейшим нарушением международного и гуманитарного права, что грозило не просто скандалом, а фактическим объявлением войны. Так что рапорт о том, как проходил бой, подавался командованию сильно отредактированным.

Ясно одно. За гибель советских военнослужащих несет ответственность САС Родезии. Конечно, эпизод в Мозамбике в своем роде уникален. 26 июля 1979 года произошло единственное документально подтвержденное боевое столкновение СССР и Родезии.

Автор Сергей Карамаев

http://topwar.ru/91725-kogda-rodeziya-napala-na-sssr.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

post-5600-0-31906700-1457238871_thumb.jpgСаша есть твой тёзка тоже Саша в Анголе и Намибии он впрямую с 32 батальоном воевал,и смерть именно Франсишку Рошу была охотой за ним.К сожалению он не пьёт и за 35 лет только обрывки рассказывает

Изменено пользователем shraik [Recce]
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...


×
  • Создать...